igor (ico) wrote,
igor
ico

Бидструп.

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения датского художника-карикатуриста и общественного деятеля Херлуфа Бидструпа. На всём постсоветском пространстве, наверное, нет человека, которому незнакомо это имя – кто-то видел рисунки Бидструпа в газетах и книгах, а у кого-то и по сей день на книжных полках стоят художественные альбомы, где собраны его карикатуры, политические шаржи, путевые наброски – в СССР таких было издано немало. Однако на родине Херлуфа Бидструпа, в Дании, о художнике практически забыли.

К концу тридцатых годов относятся первые опыты Бидструпа в жанре газетной карикатуры – его сатирические рисунки на Адольфа Гитлера появляются на страницах антифашистского журнала Kulturkampen. Карикатуры привлекли к себе внимание издателей – 20-летнего Бидструпа приглашает к сотрудничеству респектабельное консервативное издание Berlingske Tidende, а в 1936 году художник переходит на работу в правительственную газету Socialdemokraten, где публикует серии сатирических рисунков на генерала Франко, Муссолини, Геринга и Геббельса. Изображать Гитлера Бидструпу уже не разрешают, поскольку германское посольство наложило вето на любые публикации, выражающие неуважение к главе Третьего Рейха.



Художник продолжал работать в Socialdemokraten и после оккупации Дании нацистской Германией в 1940 году. Параллельно с официальной работой, Бидструп начинает сотрудничество с датскими коммунистами-подпольщиками. Однако после выхода в свет серии открыток с карикатурами на датских коллаборационистов, их автору пришлось уйти в нелегалы – до конца немецкой оккупации художник вместе с семьёй скрывался на даче под Копенгагеном.

После освобождения Дании в 1945 году Бидструп становится постоянным художником печатного органа Коммунистической партии Дании, газеты Land og Folk, в которой, по его собственному признанию, он чувствовал себя как дома. Еженедельно на страницах издания появлялись его юмористические рисунки, а политическая карикатура Бидструпа с успехом заменяла передовую статью газеты или даже редакционный комментарий. Окончательно формируется и стиль художника, по которому авторство Бидструпа можно узнать безошибочно – свои рисованные серии художник всегда строит так, чтобы их можно было "читать" слева направо, а персонажи его рисунков предстают перед зрителем как на кадрах кинопленки. Отличительной чертой бидструповских рисунков стал присутствующий в них юмор, который рецензенты, не сговариваясь, обозначили как "типично датский". Теперь же это бы назвали "комиксы".

В Советском Союзе рисунки датского художника-коммуниста впервые появились на страницах журнала "Крокодил", а затем и в советских центральных газетах. Поскольку значительная часть рисунков Бидструпа была посвящена борьбе с мировым империализмом, альбомы с его работами выпускались массовыми тиражами не только в СССР, но и в других странах Варшавского блока.
В 1964 году Бидструпу была присуждена Международная Ленинская премия "За укрепление мира между народами", а также присвоено звание почетного члена Академии художеств СССР.

Бидструп умер в 1988 году, последние годы жизни были совсем тяжелыми.

В атласах звёздного неба есть планета по имени Бидструп.
В книжных магазинах альбомы с рисунками Бидструпа надо еще поискать, а в интернете есть не все.
Писатель Михаил Задорнов не брезгует использовать сюжеты карикатур Бидструпа для своих рассказов (см к примеру http://www.bidstrup.ru/content/1106.html )
Ныне некоторые карикатуры очень актуальны ( http://www.bidstrup.ru/content/1102.html ) и даже могут быть признаны экстремистскими :)

herlufbidstrup.livejournal.com засран спамботами.

ps: http://www.bidstrup.ru/content.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments