igor (ico) wrote,
igor
ico

Что есть рейтинг у телевизионщиков.


Говорят, какая страна, такое и телевидение. Смешно слышать разговоры о дебилизации населения с помощью телевизора. Что где-то, мол, есть жуткие враги, которые директорам телеканалов приплачивают миллионы, "чтобы оболванить наш народ и довести Россию до скотского состояния". По телевизору нам показывают только то, что мы сами хотим смотреть. Потому что все наши телевизионные желания можно измерить и оценить. С помощью рейтинга. Это английское слово так и переводится - "оценка".

Что такое рейтинг

Рейтинг - это среднее количество человек, посмотревших телепередачу, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории. Исследуемая аудитория - это жители крупных городов старше 4 лет. То есть в деревнях и маленьких городах (до 100 тыс. чел.) телеизмерения не проводятся.

Кроме рейтинга, есть еще такой показатель, как доля телепередачи, это процент от количества всех, кто смотрел в этот момент телевизор - любую программу вообще. Когда говорится о рейтинге, подразумевается, что человек не просто ткнул пультом и тут же выключил, а именно смотрел. То есть рейтинг и доля - это показатели успеха передачи у зрителей.

Кто его измеряет

Измерениями рейтингов в России занимается компания TNS Gallup-Media. Есть и другие, к примеру Телерейтинг, но TNS - пока еще монополист на нашем рынке телеизмерений, потому что его данные признаются официальными. Это как единая валюта или система мер и весов - не может быть двух сантиметров разной длины. "Гэллап" и его измерения - это для всех священная корова. Ведь именно рейтинг определяет, сколько будет стоить минута рекламы в передаче или фильме. Это может быть, например, $10 000 или $60 000 за минуту эфира. Согласитесь, с такими суммами не шутят. Телевидение - это продавец рекламного времени и нашего с вами зрительского внимания. И у каждого канала, конечно, своя цена за минуту эфира. Тут, как говорится, как потопаешь, так и полопаешь. Само собой прайм-тайм - самое дорогое время для рекламодателя.

TNS Gallup-Media, кстати, замеряет рейтинги вообще всех СМИ - и радио, и газет-журналов, и Интернета. По последним исследованиям TNS Gallup-Media, "Комсомолка" является самой читаемой ежедневной газетой в России.

Как это делают

Вот здесь начинается самое интересное. В основе всех таких измерений лежит наука социология и современные технологии.

Сначала надо создать панель. Нет, это не для проституток. Это такая уменьшенная во много раз копия города, где сохраняется соотношение его жителей. Сколько мужчин и женщин, сколько старых и молодых, сколько образованных и не очень. Учитывается социальный статус, количество детей, количество телевизоров и денег в семье. Естественно, что семья подключается к телеизмерениям только с согласия всех ее членов. В России в панель входит 1200 домохозяйств в 19 городах (это 3000 человек). Плюс еще Москва, где такая панель состоит из примерно 300 семей (700 человек). Раньше респондентов просили вести дневники - записывать, какие передачи они смотрят. Но это был очень ненадежный способ: человек забывал, ленился записывать, а потом заполнял задним числом, половину придумав на ходу. Теперь в квартире устанавливается ТВ-метр (или пипл-метр) - коробка с пультом. За каждым членом семьи закреплена своя кнопочка: нажал - просигналил о просмотренном фильме или передаче. Сигнал уходит в компьютерную базу данных, которая затем обрабатывается и
просчитывается, преобразуясь в рейтинг.

Почему рейтингам можно верить не всегда?

Во-первых, потому что в измерениях не участвуют жители деревень и маленьких городов. А у них могут быть совсем другие телевизионные вкусы. И обратите внимание, что в панели ТОЛЬКО домохозяйства. А сколько народу, тем более в больших городах, торчит в офисе с утра до ночи и телевизор смотрит только на работе? Причем это платежеспособные граждане, за внимание которых больше всего борются телеканалы и их рекламодатели.

Во-вторях "Люди более молодые и с высоким уровнем дохода просто отказываются устанавливать их в своих квартирах", (пруфлинк). Кроме того, пиплметры и "Телерейтинга", и TNS, как выяснилось, не могут быть подключены к широко распространенным сегодня телевизорам по HDMI.

Во-третьих, никто, кроме TNS, не знает, насколько панель адекватна всему обществу, насколько корректна выборка респондентов по некоторым признакам. Ведь не секрет, что в опросах и всяческих акциях участвуют люди с определенным складом характера - активные и общительные. Из всех опрошенных на участие в панели соглашается именно эта часть людей. А остальные - те, кто отказался? Они могут существенно отличаться от согласившихся и психикой, и статусом, и социальным положением. Что TNS Gallup-Media знает об их телевизионных предпочтениях? Ничего.

В-четвертых, ни для кого не секрет, что телевизор может идти просто фоном. А уж тем более во время рекламной паузы, когда человек уходит на кухню за чаем и котлетами. По данным Media Arts FCB, когда идет реклама, 31% зрителей отвлекаются на другие дела и 39% просто переключают канал.

Поэтому продажа минуты эфира под рекламу очень похожа на торговлю "мертвыми душами".

Кому это надо

Рейтинги просто необходимы телеканалам - для правильного планирования программы передач. Они сравнивают свои аудитории с аудиторией конкурирующих каналов и строят сетку так, чтобы привлечь максимальное количество людей. Программирование - серьезнейшая вещь, ошибки здесь смерти подобны, потому что ведут к миллионным потерям. Информацией TNS также пользуются рекламные агентства при разработке рекламной кампании для клиента и покупке эфирного времени (или, точнее, пунктов рейтинга - то есть контактов со зрителями). С помощью рейтингов и прочих данных TNS рекламодатель проверяет, насколько эффективной была его реклама и правильно ли он вложил деньги.

Конечно, и директора телеканалов, и опытные медиа-планеры, зная обо всех подводных камнях телезамеров, в своей работе полагаются не только на них, но и на собственное чутье. Тот же "Первый канал" сам "меряет пиплов", без TNS.

upd: на что смотрела Россия в сезоне 2010/11 г. http://www.kommersant.ru/doc/1664899/print
Tags: tv
Subscribe

  • Waters in the flesh

    https://youtu.be/-MmFWQTxtVY?t=5984 Уотерс в резких выражениях отказал основателю Facebook Марку Цукербергу в возможности получить права песню…

  • life

    Ну Семебяку-то за что? Хотя да, сувенирный рунет жеж.

  • pbs

    https://www.gocomics.com/pearlsbeforeswine/2021/04/11 ps: я не достиг уровня иващенки, чтобы переводить песни на тему Леннона :)получилось как-то…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments