igor (ico) wrote,
igor
ico

История развивается по спирали -- сначала трагедия, а потом фарс

30 лет назад, 7 февраля 1981 года в ~16 часов на военном аэродроме в городе Пушкине под тогдашним Ленинградом самолет Ту-104 упал на взлете.

Самолет Ту-104 командующего Тихоокеанским флотом Советского Союза адмирала Эмиля Спиридонова возвращался со штабных учений, в которых принимало участие руководство всех флотов Советского Союза, и вез с собой секретнейшие документы, морские карты и прочую документацию. Помимо самого Спиридонова на борту были еще 51 человек. Среди них 16 адмиралов.

В результате той катастрофы тридцатилетней давности, остался без руководства весь огромный и сильнейший (в то время) Тихоокеанский флот Советского Союза. Ту-104А командующего Тихоокеанским флотом Советского Союза (хотя номинально и входил в состав 25 морской ракетоносной авиадивизии ВВС ТОФ) адмирала Эмиля Спиридонова возвращался со штабных учений – оперативно-мобилизационного сбора, в которых принимало участие руководство всех флотов и флотилий, на борту, кроме элиты флота, были секретнейшие документы, морские карты и другая

Были на борту и «нештатные пассажиры» - родственники руководителей флота и краевых властей, имена которых, остались за бортом истории…

Экипаж лайнера командующего был подготовлен на самом высоком уровне. Достаточно сказать, что на нем Эмиль Николаевич бывал в Москве, Ленинграде, на Камчатке, Сахалине, во Вьетнаме, короче говоря, на всех пунктах базирования кораблей и частей флота. Командиром экипажа был первоклассный пилот, налетавший на самолете командующего более 11 лет. Вот только выяснили сотрудники особых органов, что не всегда полеты проходили в нормальных условиях.

Оказывается, что незадолго до трагедии командир борта командующего обращался в политотдел ВВС флота, чтобы повлиять на нарушения, которые допускает в полетах на самолете начальствующий состав флота. Но к его обращению никак отнеслись. И, в результате, как показали расследования, самолет был страшно перегружен дефицитными продуктами, бытовой техникой и даже секретными материалами, упакованными в металлические сейфы и ящики. Кроме того, была нарушена центровка, т.е. весь груз был размещен не по всему салону, а в его кормовой части, в то время, как салон командующего, расположенный в носовой части, был практически пустым. И еще комиссия выяснила, что борт командующего был довольно «престарелым», ведь выпущен был в 1956-м, как экспортный вариант, и в 1981-м (после 25 лет эксплуатации) подлежал списанию… Как результат - к гибели самолета и его пассажиров привела совокупность всех факторов: от неправильной центровки до человеческого фактора, как самого экипажа, так и с учетом «пассажира № 1».

После этого было строжайше указано летать двумя бортами и взвешивать груз. Но... Как обычно, сначала под предлогом экономии отказались от второго борта, а потом и перестали взвешивать груз. Вот такой вот человеческий фактор.

А вы говорите, мол, поляки...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments